Громкая кампания по борьбе коррупцией обернулась сущим глумлением — за год в стране не посажен ни один высокопоставленный коррупционер.
Общественная организация «Наші гроші» обнародовала исследование эффективности борьбы с коррупцией в Украине за последний год — с июля 2015-го по июль 2016 г..
Активистов заинтересовало, что происходит после громких заявлений и расследований журналистов, после красивых телевизионных задержаний. Поскольку прокуратура достаточно закрытая структура, и легально получить официальные цифры практически невозможно, аналитики обработали открытые данные о реестре судебных решений за последний год.
Результаты получились удручающими. Среди более-менее высоких чиновников (уровня хотя бы руководителей райгосадминистраций) обвинительный приговор судов первой инстанции есть лишь по двум (!) обвиняемым, и они теоретически еще могут оказаться за решеткой, хотя приговоры опротестовываются. Фактически же ни один (!) коррупционер из госслужащих высокого уровня не был наказан, несмотря на оглушительную болтовню о немыслимых успехах контркоррупционной кампании.
Всего 4 мелких чиновника сели в тюрьму, несмотря на то что через суды прошло 800 коррупционных дел по 952 обвиняемым. Половина была оправдана или освобождена, треть отделалась штрафами, наказаны всего 300 человек — в основном даже не чиновники, а врачи, учителя, работники жэков и т. д.
В направленных в судах делах лишь в 8% случаев фигурируют мелкие чиновники, в 14/% — очень мелкие, и 61% — рядовые работники госсектора, еще 14% — частные лица. О топ-чиновниках речь, конечно, не идет.
Учитывая, что в стране работает 25 прокуратур, одна прокуратура в месяц наказывает одного (как правило, микроскопического) коррупционера.
По решениям всех судов осужденные коррупционеры теоретически должны вернуть в бюджет страны всего 27 млн грн — тоже ничтожная сумма и ничтожный результат.
Еще один признак импотенции правоохранительной системы: несмотря на наличие громоздких контролирующих систем вроде Госфинмониторинга, практически единственные преступные эпизоды, которыми интересуется прокуратура, — это банальная взятка. Правоохранители просто не способны расследовать сложные финансовые схемы, через которые страна теряет миллиарды долларов каждый месяц.